Шал Акын (1748–1819 гг.)

Шал Акын (1748 — 1819 гг.)

Шал акын, Тлеуке Кулекеулы — акын-импровизатор, современник хана Абылая. Родился в 1748 году в долине реки Есиль. Матерью Шала была дочь знаменитого Толе би из рода Уйсин, которого в Старшем жузе почитали не меньше хана, а отцом — Кулеке, один из известных батыров, героев борьбы с чужеземцами. До сих пор в народе рассказывают о подвигах соратника Абылай хана Кулеке и его родного брата Тлеке.

В одной из своих статей, касающихся казахской литературы, Шокан Уалиханов пишет, что современник его прадеда хана Аблая, выходец из племени Аргын, из рода Атыгай, и поколения Баимбет, Шал акын собрал предания о происхождении казахского народа, о родах, составивших казахскую нацию и генеалогию ханов, и создал на этой основе замечательный эпос. Из этих слов видно, что Шал был сильным акыном с широким дыханием, который вместил в себя все знания своей эпохи. Шокан пишет, что созданная Шалом огромная летопись — жыр постепенно забывается. «Знающих эту эпопею теперь очень мало». Для Шокана Шал — не умерший за несколько лет до его рождения поэт, а человек, живший в более отдаленные времена.

Впервые поэтическая слава нашла Шала в пятнадцать лет. У Кулеке был призовой скакун Куренкей, оставшийся еще от старшего брата. Один из сыновей хана Аблая выпросил его на время, чтобы съездить на нем в набег, но потом, увидев необыкновенную резвость и выносливость скакуна, не возвратил в назначенный срок и пытался присвоить его навсегда. Кулеке, захватив с собой сына, приехал в ханскую ставку — Орду. Хан, выслушав просьбу Кулеке, засмеялся: «Ты сам батыр, Кулеке, скота у тебя много. Неужели ты настолько постарел, что приехал по следам какого-то жеребенка в такую даль?» Разговор на этом кончился. Вечером в ауле началось гулянье молодежи, Шал всю ночь веселился со сверстниками, пел песни, катался на качелях. Дело было осенью, к рассвету похолодало и пошел дождь. Когда овцы выходили на пастьбу, худой барашек попал в саз (болотистый солончак) неподалеку от аула и начал погружаться в трясину. Хан, вышедший из юрты, увидев это, сделал замечание слуге, и тот вытащил барашка и отнес под куст тальника, чтобы защитить от холода. Тлеуке это заметил. Когда поднялось солнце, народ проснулся, и хан сказал решившим уезжать гостям: «Сынок, думаю, что это твой голос так выделялся ночью, потому что у нас нет такого певца. Ну-ка, спой мне перед отъездом». Шал сразу запел:

Не боится петь юноша Шал никогда.
Защитит ли от холода тал? Никогда.
Что бывает, чтоб хан на спине нес барашка,
Этого я не предполагал никогда!
Значит, многое значит для кочевника скот.
Хан-отец это знает, он любит народ.
Если будет нужда в том, любого барашка
Хан и бий, и батыр на спине понесут.

Хан признал себя побежденным. Он вернул скакуна и прибавил от себя еще коня. Но батыр Кулеке вернулся недовольным: его надежда на то, что сын станет батыром, не сбывалась. А Шал получил известность. Теперь он полностью становится на путь акына.

Песни и жыры Шал акына характеризуются философским осмыслением явлений жизни и психологии человека, сопоставлением справедливости и коварства, скромности и алчности, разума и невежества, добра и зла, бедности и богатства. Его лирические произведения покоряют философской глубиной и искренностью. Особое место в творчестве занимает религ