Кадыргали Жалаири (приблизительно 1530–1605 гг.)

Кадыргали Жалаири (приблизительно 1530–1605 гг.)

Кадыргали Косынулы Жалаири, Кадыргалибек Косынулы Жалаири, Кыдырали ибн Хосумбек — средневековый казахский ученый и известный би.

Родился в 1555 году в Присырдарьинском регионе, умер в 1607 году. Предки Кадыргали Жалаири со времен караханидов непрерывно были ханскими ноянами, визирями, батырами. Его отцом был Косым-бек, а дедом — Темшик батыр. Кадыргали Жалаири выполнял должности воспитателя высокородных отпрысков и ханского советника при дворе правителя.

После того, как его аул был разорен калмыками, а сын Шыгай-хана и брат Тауекель хана — Ондан султан — погиб от вражеской руки, Кадыргали Жалаири, взяв с собой 13-летнего сына Ондан султана Ораз-Мухаммеда, перекочевал вместе с родственниками на территории, принадлежавшие Сибирскому хану Кучуму. Находясь там, он также получил назначение старшего бия. Кадыргали Жалаири в своем «Песенном сборнике» писал следующее: «Мои предки служили предкам Ораз-Мухаммед султана. Сам я служил деду Ораз-Мухаммеда Ондан султану, а впоследствии постоянно находился рядом с Ораз-Мухаммедом».

Кадыргали Жалаири хорошо знал арабский, персидский, тюркский, русский языки. Он имел глубокие знания в области классической восточной литературы, науки и культуры.

По богатству своих знаний он стоит на одном уровне с величайшими мыслителями Средней Азии. Должным образом оценив ученость и гениальность Кадыргали Жалаири, хан Кучум назначает его своим советником. Наряду с этим, Кадыргали Жалаири являлся советником-бием Сибирского князя Сейдека. Впоследствии Кадыргали Жалаири, выступив против хана Кучума, вместе с Ораз-Мухаммедом сблизился с Сейдеком, вследствие чего авторитет и статус последнего поднялся на более высокий уровень. В российских летописях по этому факту сохранились сведения, согласно которым: «… усиление власти князя Сейдека в тот период было обусловлено появлением при его дворе царевича Казахской Орды (Ораз-Мухаммеда) и господина Караша (т. е. Кадыргали Жалаири)».

В 1588 году сибирский воевода Д. Чулков, обманным путем захватив в плен Кадыргали Жалаири, Ораз-Мухаммеда и Сейдека, отправил их вместе с домашним хозяйством и семьями в Москву в качестве «заложников». До 1598 года Кадыргали Жалаири жил в Москве в царском дворце. За участие в 1590–1591 годах в войне против шведов, Крымского ханства и проявленный в ходе сражений героизм, русский царь Федор Иванович выделил в 1592 году султану Ораз-Мухаммеду земли на берегу реки Оки, входившие в состав бывшего Касымовского ханства. В 1600 году русский царь Борис Годунов назначил Ораз-Мухаммеда ханом Касымовым (Касымовское царство). Кадыргали Жалаири был назначен одним из его четырех визирей.

В этот период Кадыргали Жалаири вплотную занялся научной деятельностью. Начав писать в 1600 году при Касыме свою знаменитую летописную книгу «Жами ат-тауарих» («Сборник летописей»), другое название — «Сказание об Ораз-Мухаммеде», Кадыргали Жалаири закончил ее в 1602 году. Летопись насчитывает 157 страниц и написана на китайской бумаге с особой аккуратностью. Следуя устоявшейся традиции восточных мыслителей, ученый посвятил свою работу русскому царю Борису Годунову. Автор в своих летописях, проводя обзор по восточным странам и городам, дает исторические определения и разъяснения тюркским родоплеменам, населявшим казахские просторы. Остановившись на эпохе караханидов, автор высказывает свое мнение об огузах. Опираясь на написанную на персидском языке летописную книгу Раши-ад-Дина «Жами ат-тауарих», ученый приводит много исторических фактов о династии Чингисхана и о нем самом. В работе имеются ценные материалы о жизнедеятельности казахских ханов, казахской степи, городах и т. д. Особый интерес представляет раздел книги, посвященный историческим событиям XIII-ХVI вв., происходившим на казахской земле. Этот раздел изобилует особо ценными материалами о внутреннем и внешнем положении казахских ханств, начиная с начала XVI в., образовании казахских племен, международной и общественно-политической ситуации казахских ханств, формировании патриархально-феодальных отношений, султанах, беках, хафизах и других социальных группах. В летописи содержится много ценных сведений по древней и средневековой истории Казахстана. Автор в совершенстве владел древним казахским языком. Летопись Кадыргали Жалаири — первое историческое произведение, написанное на древнем казахском языке. Ученые, оценивая научную ценность его труда, ставят Кадыргали Жалаири в один ряд со многими выдающимися историками Средней Азии и Монголии. Научный труд Кадыргали Жалаири был высоко оценен прославленными русскими учеными, профессорами Казанского университета Н. И. Ильминским, И. Н. Березиным, академиком В. В. Вельяминовым-Зерновым и выдающимся просветителем Ч. Валихановым.

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Кадыргали Жалаири (приблизительно 1530–1605 гг.)