Арыстан Баб

Святой Арыстан баб был в огромной мере легендарной личностью. Легенды гласят, что он был сподвижником Мухаммеда. Он был батыром и одновременно садовником и якобы научил пророка разводить сады. По одним легендам он будто-бы жил 300 лет, по другим — 600 лет и, даже 900. Причина столь по-библейски долгой жизни была в том, что он не находил достойного преемника, чтобы передать ему аманат (символ веры) и спокойно уйти в мир иной.

Имя Арыстан баба было широко известно в окрестностях Отрара, Сайрама, Ясы как духовного учителя суфиев. Впоследствии его потомки возглавили суфийские организации.

Предания называют его учителем и духовным наставником Ходжи Ахмеда Яссави. Именно ему Арыстан баб, умирая, передал аманат, заключавшийся в косточке хурмы. Поэтому-то по пути к мавзолею Ходжи Ахмеду Ясави считается за большое благо отдать дань этому очень почитаемому в народе святому.

Согласно преданиям, Арыстан баб умер и похоронен в окрестностях Отрара в XII в. Вероятно, тогда же был сооружен его мавзолей, о котором нет достоверных сведений. В XIV в. по приказу Тимура на месте разрушавшегося здания было возведено новое сооружение. Но и оно не дошло до наших дней.

Народ признал Арыстан баба святым (аулие). Поэтому каждый четверг паломники проводят ночь на его могиле и читают молитвы. Широко распространено народное выражение: «Ночуй у Арыстан баба, проси у Ходжи Ахмета».

Арыстан баб был духовным наставником общества сторонников мубаидийского учения, которое считалось одним из прогрессивных учений своего времени. Выдающийся ученый Абу Наср аль-Фараби рассматривал его основы как духовную пищу для человека.

Согласно летописи, приведенной в труде муллы Мусы Сайрами «Тарих-и аминийа» и подтвержденной жившим в XVI в. Абылгазы Убайдаллах ханом, генеалогическое древо предков Арыстан баба начинается с Азрета Али.

Имя Арыстан баба часто упоминaeтcя в труде Ходжи Ахмета Яссави «Дивани Хикмет». В стихотворных строках ясно указывается, что Арыстан баб был его духовным учителем, наставником. В первом хикмете указано время первой

встречи с учителем: «В семь лет я впервые поздоровался с Арыстан бабом».

Особенности воспитания, обучения изложены в следующих строках: «Арыстан баб рассказал об исламской религии» (второй хикмет), «научил тысяча одному зикиру, проявив милосердие» (девяностый хикмет). Девяностый хикмет, в котором часто повторяются слова: «Арыстан баб сказал», «Слушайте слова Арыстан баба» — состоит из назиданий, заветов Арыстан баба. Первая часть этого хикмета представляет собой ответ на вопрос, каким должен быть ученик, вставший на путь служения богу, Аллаху. Учитель дает совет наставнику избегать зла и насилия, которые совершаются ради богатства и карьеры, не сходить с пути истины. В хикмете разоблачаются те, кто «пользуется чужим добром (скотом)», «хитрецы», «предавшие свою веру, добродетель», восхваляется умеренность в требованиях.

Сущность воспитания, обучения Арыстан баба составляет суфизм, который проповедует духовное, нравственное совершенствование человека.

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Арыстан Баб