Бопай Ханум (около 1690–1780 гг.)

Бопай Ханум (около 1690 — 1780 гг.)

Бопай ханум (Батима) — старшая жена Абулхаир хана, общественная деятельница, участвовавшая в управлении страной, дипломат.

Ханша была не только женой и матерью наследников ханского престола. Бопай стала соправительницей Абулхаира, его мудрой советчицей и надежной опорой. При решении вопросов, определяющих внутреннюю и внешнюю политику казахского ханства, Бопай сама выступала на народных собраниях, соперничая в красноречии с признанными мастерами слова и знатоками народного права. Крупный специалист по истории Казахстана А. И. Левшин писал, что ханша «по уму своему пользовалась отличным уважением, и имела иногда весьма сильное влияние на управление ордой. Она имела печать со своим вензелем, отличие совсем не обыкновенное в народе, который привык обращаться с женщинами, как с невольницами, удаляя их от всякого участия в делах общественных».

Ханша Бопай была необыкновенно хороша. Об этом свидетельствуют не только многочисленные народные предания. В 1736 году в оренбургских степях оказался английский путешественник и живописец Джон Кэстль. Глядя на рисунки Кэстля, трудно поверить, что Бопай к этому времени перешагнула сорокалетний рубеж и была уже матерью пятерых детей. Трудно поверить и в то, что за столь нежным и мягким обликом степной красавицы скрывается недюжинный ум и властный характер.

Эти качества проявились у ханши еще в юности. Бопай была дочерью одного из влиятельных казахских султанов Младшего жуза, сестрой небезызвестного султана Дербесалы.

Мнением Бопай дорожил Абулхаир, у нее он искал совета и одобрения. В трудное время, когда чрезвычайно обострились отношения казахов с находящимися в российском подданстве волжскими калмыками и уральскими башкирами, Бопай ханум одобрила решение мужа искать покровительства могущественной России, при поддержке которой Абулхаир намеревался получить так необходимое казахам огнестрельное оружие и освободить захваченные джунгарами земли. И когда в 1731 году в ханскую ставку прибыло посольство от императрицы Анны Иоановны во главе с мурзой Тевкелевым, Бопай в числе первых поставила на договоре о протекторатстве свою личную печать. Более того, она убедила многих колеблющихся родоправителей последовать ее примеру.

В настоящее время это решение Абулхаира и Бопай подвергается многочисленным нападкам. Непросто складывались отношения Казахстана с Россией. Они стали откровенно враждебными, когда в 1742 году в оренбургские степи прибыл новый наместник императрицы генерал И. И. Неплюев. В отличие от своих предшественников новый губернатор усмотрел в хане Абулхаире крайне неудобную и авторитетную личность, мешающую претворению имперских притязаний. Он задался целью «укротить строптивого хана» и отказал ему в просьбе — заменить находящегося в аманатах сына Бопай Кожа-Ахмета, на Шингиза, другого сына Абулхаира от его младшей жены. Это и послужило поводом к многочисленным вооруженным столкновениям. Согласно преданиям, ханша Бопай сама принимала непосредственное участие в осаде крепости, в которой по их предположениям находился Кожа-Ахмет, но его заблаговременно перевели в другое место.

И. И. Неплюев сделал ставку на давнего ханского завистника султана Барака и тем самым спровоцировал междинастийные распри. Абулхаир объявил настоящую, кровопролитную войну царскому наместнику и вошел в контакт с джунгарами, стремившимися заключить с ним договор мира и родства, согласившись выдать замуж одну из своих дочерей за сына хонтайчи. Но Бопай решительно выступила против такого союза, справедливо отметив, что еще томятся казахские батыры в плену у джунгар и не высохли еще слезы женщин по погибшим. И в этом вопросе, по существу определявшем внешнеполитическую ориентацию, курултай поддержал не Абулхаира, а ханшу Бопай.

Для примирения враждующих сторон с дипломатической миссией прибыл генерал Тевкелев, связанный с Абулхаиром и Бопай доверительными отношениями. 27 июня 1748 года прошли переговоры, в результате которых состоялось формальное примирение оренбургского губернатора с ханом Абулхаиром. Хан обещал вернуть пленных, прекратить набеги на пограничные крепости и грабежи торговых караванов, потребовав от царских властей предоставления режима «наибольшего благоприятствования» в делах торговых, централизации ханской власти и возвращения Кожа-Ахмета. Претензии и требования Абулхаира нашли понимание и поддержку у Тевкелева. И все же, уезжая из крепости, Абулхаир так и не попрощался с губернатором, дав понять ему столь невежливым жестом, что он намерен осуществить свои обещания только после выполнения его требований.

1 августа 1848 года хан Абулхаир попал в засаду, расставленную султаном Бараком. Он вступил в бой, оказавшийся для него последним.

Бопай показала себя настоящей правительницей. Она заявила, что разорвет дипломатические отношения с Россией, если дело отца продолжит сын. И добилась того, что Нуралы был поднят на белоснежной кошме. 26 февраля 1749 года Указом императрицы Елизаветы Петровны он был утвержден «киргиз-кайсацким ханом».

Если при жизни Абулхаира она выступала против сближения с джунгарами, то после его смерти была вынуждена дать согласие на брак падчерицы с сыном самого Галден-Церена. Таким образом Бопай намеревалась отомстить Бараку, оправданному подкупленным им судом биев и искавшему покровительства у джунгар. Но этому браку так и не суждено было состояться. Ее падчерица Намурун скончалась. Вскоре внезапно скончался и Барак. А в народе поползли слухи, о том, что вдовствующая ханша нашла способ отомстить убийце.

Ханша Бопай умерла 31 мая 1780 года, пережив мужа на 32 года. Ее похоронили в верховье реки Жосалы, недалеко от впадения ее в Елек. Мавзолей Бопай, возведенный из серого сырца, стал местом паломничества. К святой Бопай издалека приезжали за благословением и поддержкой. Бопай поверяли свои тайны, с ней советовались, искали у нее покровительства. К сожалению, наши современники не имеют возможности преклонить колени у мавзолея ханши Бопай. Дело в том, что уже после отмены ханского правления, когда в степь хлынули переселенцы из внутренних губерний России, мавзолей Бопай был разрушен. Оказалось, что его по кирпичикам растащили крестьяне, построившие из них свои жилища. Прошли века. Многие и многое забыто. Но светлый образ ханши Бопай сохранился в памяти народной. И сегодня, отдавая должное достойным ханам земли казахской и знаменитым батырам, мы с гордостью произносим имя ханши Бопай.

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Бопай Ханум (около 1690–1780 гг.)