Байдибек Карашаулы (приблизительно XI – XII века)

Байдибек Карашаулы (приблизительно XI – XII века)

Байдибек Карашаулы (даты рождения и смерти неизвестны) жил в XI-XII веках в окрестностях Восточного Каратау, умер в нынешнем Алгабасском районе, возле конезавода «Актас», похоронен на берегу реки Балабоген. Сохранилась установленная еще в древности гробница с куполом.

В основу исторических сведений о жизни Байдибека, о его времени и окружении положены родословные казахского народа, легенды и рассказы, сохранившиеся в народе, а также письменные источники известных исследователей Востока, ученых-этнографов Н. Аристова, Ш. Валиханова.

Из этих сведений следует, что Байдибек является предком племен Албан, Суан, Дулат, Сарыуйсун, Шапырашты, Ысты, Ошакты, образующих древнее родовое объединение Уйсун. В свое время он объединил кочевые племена, поднял на защиту земли и народа от вражеских нашествий. Он является крупной исторической личностью, мудрым полководцем.

Из родословных данных следует, что казахский народ образуется из 3-х великих объединений: Байшора, Жаншора, Карашора (по другим данным Акарыс, Бекарыс, Жанарыс).

Байдибек – старший сын Карашы, который считается сыном Аксакала, последний – сыном Уйсуна, который, в свою очередь, является сыном Бактияра, а тот происходит от Майкы (у него было много потомков), а тот – от Байшоры.

От старшей жены Байдибека, Сары, родился Сарыуйсун, от второй жены Зерип – Жалманбет, его сыновьями были Шапырашты, Ошакты, Ысты.

Самая крупная ветвь династии Байдибека – потомство младшей жены Нурилы, известной в этих краях под именем «Домалак ене» (по другим источникам она известна и как Бибимария или Бибиажар). От единственного ее сына Жарыкшака происходят дети Албан, Суан, Дулат.

В научных трудах и путевых заметках известного ученого, крупного этнографа Н. А. Аристова, совершившего путешествие в эти края во 2-ой половине XIX века, в произведениях талантливого сына казахского народа Шокана Валиханова находим мысли о большой роли, которую сыграли Албан, Суан, Дулат среди казахских племен, кочевавших в Жетысуских краях.

В древние времена враги увели много тысяч лошадей у племен, кочевавших вдоль Каратау. В погоне, которую организовал и возглавил Байдибек, с ним были шестеро сыновей от старшей жены Сары. По дороге, когда он вместе с воинами достиг жайлау в горах, в местечке Актобе к нему обратилась младшая жена, Нурила (Домалак ене), которая жила там у родника с сыном Жарыкшаком: "Байеке, если хочешь вернуть скот, не трудись напрасно. Саврасый жеребец остался у меня. И через шесть дней весь табун вернется обратно, лошади не дадут себя угнать, – и указала на строптивого жеребца, не знавшего узды. – Каким образом этот жеребец остался с тобой? – спросил бай. – Вражеские батыры попросили у меня испить водицы. Я им дала воды из родника. Тогда они спросили у меня, чего я желаю у них взамен. Я сказала: «Дайте, я сама выберу одну лошадь». «Пусть будет по-твоему», – сказал батыр. Нурила, сняв поясок, подошла к табуну и сказала: «Мох, мох, подойди ко мне животное». И только она это произнесла, как жеребец подошел к ней и наклонил голову для привязи. – Послушайте меня, если хотите, чтобы и люди, и скот были в сохранности, выполните мою просьбу, – умоляла и настаивала Нурила. И тогда Байдибек, которого обуяла месть, в гневе сказал: «Воины – не бабы, они не свернут с пути…».

Отряд Байдибека настиг вражеских налетчиков у перевала Куюк, где произошла ожесточенная схватка, в которой погибли все шестеро сыновей Байдибека. В большом горе и трауре он похоронил сыновей в местечке Молалы, на равнине Ушкарасай. Там и ныне стоит высокий курган, известный в народе как «Алты сары».

Пророчество Домалак ене помогло народу пережить горе. Через шесть дней саврасый жеребец, стоявший на привязи, неистово заржал. В тот же день с востока появилось облако пыли, сопровождаемое сильным гулом и топотом. Это был табун лошадей Байдибека, вернувшийся от вражеских налетчиков. Вот так находчивость Домалак ене помогла сделать то, чего не смогли сделать воины, – так повествует народное сказание.

Как встретились, как соединили свои судьбы дочь туркестанца Шайхы Мизамбека Нурила и наш великий предок Байдибек? Почему ее прозвали Домалак ене? На этот счет в народе много легенд, рассказов. Многие из них соответствуют жизненным фактам, близки к истине.

Байдибек был уважаемым главой не только своего аула и его окрестностей, но и целого улуса обширного края. Поэтому вполне вероятно, что он отправился поклониться духу великого Яссауи в Туркестан, расстояние до которого было всего день езды. Путь в Мекку тогда также проходил через Туркестан. Байдибек остановился в доме смотрителя-факельщика на могиле Яссауи – у Шайхы Мизамбека. Миловидная дочь гостеприимного хозяина дома, прислуживавшая за столом, приглянулась ему не только из-за глаз, сияющих как смородины. Его покорили учтивые манеры, умные ответы девушки.

Эта встреча Байдибека и Нурилы закончилась тем, что знаменитый бий Караша поставил еще одну юрту, женив в третий раз своего сына. При этом отцу Нурилы, Мизамбеку, в дар были отправлены косяки лошадей, отары овец и пр.

Нурила была хрупкого телосложения, невысокого роста, но энергичной, легкой в движениях. Добрая, находчивая, вежливая, она обладала еще и даром пророчества – ее предсказания часто сбывались. Заметив такие ее качества, молодые снохи старших жен Байдибека еще при жизни прозвали Нурилу «Домалак ене» (буквально круглая свекровь).

За доброту и мудрость, присущие Домалак ене, особое уважение к ней проявляла одна из снох второй жены Зерип – Сыланды, которая и по возрасту была к ней ближе. Они вместе проводили время, секретничали. Говорят, Сыланды помогала Нуриле справиться с переживаниями из-за придирок и обид, сносимых ею от крутого нрава байбише Сары.

Далее, молва гласит, Нурила, когда ее единственный сын Жарыкшак подрос, в ответ на доброе к себе отношение, благословила Сыланды следующими словами: «Если сможешь, достигни большего, чем я, в любом случае будь моей последовательницей». Впоследствии эти пожелания ее полностью сбылись. От Сыланды произошли Шапырашты, Ысты, Ошакты. Перед смертью Домалак ене сказала близким: «Не трудитесь хоронить меня возле батыра (Байдибека). Приведите белого верблюда, погрузите на него мои останки и идите вслед за ним. Где верблюд опустится на колени, там и суждено мне будет покоиться». Так и сделали. Завернули тело в белую кошму, и верблюд остановился на безымянной равнине в устье реки Кос Боген, там и похоронили сородичи свою достойную мать. Небольшой купол, который видно издали среди простора, окруженного голубовато-сизыми горами, и есть могила почитаемой всеми Домалак ене, Нурилы.

Сколько воды утекло с тех пор, сколько прошло веков, а тропинка к могиле женщины, почитаемой в народе как святой, не зарастает. В этом проявляется вечное почтение, оказываемое Байдибеку, его духу, мудрым женщинам того времени, таким как Нурила, Сыланды и др. Неиссякаема народная любовь к потомкам, продолжающим их дело.

Добрая память о Байдибеке, созвучность его мыслей идеям нынешних потомков являются свидетельством его высокой гражданственности. Дела и имя великого предка останутся в памяти народа вечно.

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Байдибек Карашаулы (приблизительно XI – XII века)