Актайлак Би Байгараулы (сер. XVIII в. – сер. XIX в.)

Он стремился к познанию мира. Сущности добра и зла. Меры любви и ненависти. Как мерилом, пользуясь результатами духовных исканий, обустраивал жизнь. Каждый шаг, все свои деяния, взвешивая до грана слова, подчиняя неуемному желанию познавать, он стремился продлевать пути разума. Таково было его призвание. Таково было его предназначение…

Один из знаменитейших людей XVIII — начала XIX веков, в молодости слывший «носителем всеобщей речи казахов» — «қазақтың қара тілі» — одареннейший последователь легендарных Толе би, Айтеке би. Казыбек би – Актайлак би родился в промежутке между 1720 – 1745 годами, в местечке с поэтическим названием Кундызды (Семипалатинская область).

Выходец из крупнейшего племени Найман, рода Сыбан, из знаменитой династии биев, Актайлак приходился внуком бию Куттыбаю, направленному в 1760 году в качестве первого казахского посла в Пекин с почетной дипломатической миссией ханом Абылаем. Актайлак остался в памяти современников не только как справедливый, беспристрастный судья, но и как неизменный победитель айтысов – состязаний биев и акынов, автор целого ряда исполненных философских размышлений жыров, поражающих новизной интерпретаций и сочностью красок гаклий, а также многочисленных толгау, удивительных по своей глубине и характеру суждений.

Будучи безусым юнцом, чтобы расширить горизонты мировоззрения, подвергнуть испытаниям врожденные способности и испросить благословения, Актайлак приехал к бию Старшего жуза Шымыру. Вот какое напутствие получил он на пороге вступления в большую жизнь: «<.. > Не бери в соратники молодчиков сотни, довольно одного, достойного поверенного. И один может стоить сотен пустых горлопанов. Когда рядом плечо верное, голова разумная, скоро цели достигнешь. Стыда не оберешься, ежели подле окажется низменный краснобай. Не гони вола в гору – сам утомится. Со слабым духом не делись заботами насущными – сам изведешься. И ответь, что стоит за понятиями дешево — дорого, близко — далеко, плохо — хорошо, сладко — горько?» «Ложь дешева, а дороже правды нет ничего. Подлость – вот что плохо, и нет ничего ценнее верности. Далеко – это райские кущи, а рядом ходит смерть. Горька доля нищего, а самое сладкое – дети, ведь ради них и в воду ступишь, и в огонь войдешь». «Раскрой ладони для бата, сынок… <… > Да не оставят тебя аруахи, достойный юноша! Будь верен слову своему и раз – навсегда избранному пути, ибо не подобает мужу изворачиваться, впадая в крайности и обманывая доверие тех, кто уповает на тебя».

Годы жизни Актайлака пришлись на ту пору, когда из различных племен и улусов сложился народ, поименовавший себя казахами и на рубеже XVII-XVIII веков представлявших независимое ханство, владения которого занимали обширнейшую территорию.

После кончины широко известного бия Байгары, в Верховный аул Сыбанов съехались и видные представители элиты рода, и простой люд – шаруа, чтобы сообща избрать достойного заступить на место бия, кому под силу нелегкое бремя вершителя судеб, по плечу эта трудоемкая, самоотверженная и благородная миссия. По общему согласию место покойного бия Байгары занял его сын Актайлак.

В своей деятельности Актайлак би опирался, прежде всего, на фундаментальный кодекс правил поведения «Жеты Жаргы», своего рода Конституцию Великой степи. Благодаря тонкости ума, врожденному чувству такта Актайлак би объективно и беспристрастно совершал правосудие. Он упрочил нормы взаимоотношений, узаконенные в казахском обществе, на конкретном, выпавшем на его долю этапе истории, отразив образ своей эпохи. Актайлак судил и учил изустно, проводя свои процессы исключительно в форме стихотворной импровизации – толгау. Актайлак славился как истинный златоуст, оставивший в наследство потомкам десятки своих творений, хранящихся ныне в фондах Центральной научной библиотеки, а также в отделе рукописей и текстологии Института литературы и искусства им. М. Ауэзова Национальной академии наук Республики Казахстан.

Пиком творческих достижений бия признан толгау «Ердің құны — екі елу» — «Жизнь мужа равноценна двум полусотням голов скота», само название которого не что иное, как убийственная эпиграмма. Это социальное произведение, в котором Актайлак би остро критикует и публично осмеивает взяточничество.

Актайлак би был крупным общественным и государственным деятелем, дипломатом. В 1773 году хан Болат направил его послом к китайскому императору Цяньлуну.

Мудрость Актайлака превосходила не только современников, но и потомков. По сей день, не сходят с уст народа его крылатые слова и изречения. Прожил би без малого 100 лет. Тому свидетельством – экспромт:

Перевалив через две сороковины и одно пятнадцатилетие,
Я еще резво и бойко топчу ногами.
Поджидая встречу со смертью неизбежной,
Я молю Аллаха о благословении.

Эти строки обращены к акыну Бекбаю, приехавшему из Шубартау в 1838 году навестить слегшего в постель 96-летнего Актайлака. Не без чувства юмора произнес их Актайлак би, провожая друга, в ответ на его замечание: «Я признателен Вам за то, что нашли еще в себе силы, резво ступая, выйти проводить меня».

Место захоронения Актайлака находится близ города Аягуза, в селе «Актык».

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Актайлак Би Байгараулы (сер. XVIII в. – сер. XIX в.)