Анет Баба Кишикулы (1626–1723 гг.)

Анет Баба Кишикулы (1626 — 1723 гг.)

Немногие казахстанцы знают о том, что нашей Конституции более 300 лет. Первый свод норм обычного права, известный под названием «Жеты жаргы», был принят в еще XVII веке. В его составлении принимал участие замечательный ученый и правовед Анет баба.

Анет баба Кишикулы – казахский бий, советник хана Тауке. Окончил Бухарское медресе. В совершенстве знал шариат – свод мусульманских правовых и теологических нормативов, участвовал в составлении норм обычного права «Жеты жаргы», определявших основные принципы казахского феодального права. Выступал за свободу, независимость и целостность родного края, за единство и сплоченность народа. За эти благородные качества назван в народе Анет баба, что означает старейшина.

Анет баба Кишикулы, в свою эпоху прозванный «Бием всех биев», был великим ученым, государственным деятелем, выдающейся исторической личностью, внесшей достойный вклад в разработку правовых актов юриспруденции на заре казахской государственности. «Бий всех биев». Как понимать эти слова? Такая высокая оценка и почесть давалась тому, кто окончил Бухарское научное медресе и освоил полный курс по 12 предметам, в том числе по «мусульманским традициям и обычаям», «юридическому праву». Став великим ученым, он должен был воспитать нескольких молодых биев, благословив их на праведный путь. Сам же он должен был быть мудрым и справедливым бием, пользоваться большим авторитетом не только у простого народа, но и в высших кругах власти.

Би-Ата, «Бий всех биев», строго руководствовался правилами правового документа «Жеты жаргы», принимал решения по возникающим в то время крупным спорам и разногласиям. На основании положений «Жеты жаргы» он давал оценки дипломатическим отношениям во внутренней и внешней политике Казахской орды.

Анет баба являлся непосредственным духовным наставником трех почтеннейших биев среди казахов: Толе би Алибекулы, Казыбек би Келдибекулы, Айтеке би Байдибекулы Он учил их быть защитниками истины и врагами несправедливости, был для них великим воспитателем, мудрым учителем, «старшим братом». Вот один пример: как-то молодой Толе би приехал к Анет бабе за советом. Баба попросил его сломать пополам 6 стрел по одной, а затем сделать пучок из сломанных 12 стрел и снова сломать. Естественно, Толе би легко сломал стрелы по одиночке, пучок из 12 стрел сломал не сразу. Тогда Анет баба сказал ему: «Толежан, ты делай то, что желает большинство людей. Если ты исполнишь их желание, то они будут выполнять и твои просьбы. Если вы будете вместе и в согласии, то никто не сумеет сломать вам хребет, а если нет, то его легко сломать, как одинокую стрелу».

В свое время батыры и ораторы получали благословение у известных биев. Так, Шакшакулы Жанибек от Толе би, а Датулы Сырым от Малайсары, это равносильно получению аттестата зрелости от наставников.

Молодой, но уже известный Казыбек би узнал о том, что Анет баба, окончив Бухарское научное медресе, стал великим ученым бием. На лето он решил приехать к нему поучиться шариату, юридическому праву, изучить древние обычаи и традиции казахов, и вообще многому, чего он еще не знал. Осенью, готовясь к возвращению домой, перед прощанием с Анет бабой Казыбек би спросил у него: «Баба! Что портит жизнь? Что портит человеческую честь и совесть? Откуда исходит грех?» Задумавшись, Анет баба ответил: «Светоч мой. Есть арабское слово „акм“, которое состоит из трех букв, если повторить его дважды, то получится шесть букв (акм, акм). Эти шесть букв являются началом следующих шести слов: это женщина и золото, месть и лесть, себялюбие и карьеризм (әйел және алтын, кек және көлгір (күн көру), менмендік және мансапқорлық). Ты задал три вопроса, в основе их это слово „акм“, запомни его, сынок. Человек, увлекаясь ими, портит себе жизнь, теряет честь и совесть, совершает грех».

Анет баба прожил долгую жизнь. В возрасте 97 лет он погиб вместе с пятью сыновьями в народно-освободительной борьбе против джунгарских захватчиков.

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Анет Баба Кишикулы (1626–1723 гг.)