Асанкайгы Сабитулы (XIV – XV вв.)

Асанкайгы Сабитулы (XIV – XV вв.)

Родился во второй половине XIV века на берегу Волги. Государственный деятель, поэт, сказитель, философ. Он жил в период формирования казахского народа. Ведущее место в творчестве Асанкайгы занимает философско-назидательный жанр: поэтические размышления, музыкальные речитативы (терме), красноречивые назидания, основным содержанием которых являлись насущные проблемы жизни казахов. Творчество Асанкайгы исследовали Ш. Уалиханов, Г. П. Потанин, М. Ж. Копеев, С. Сейфуллин, М. Ауэзов. Печатать поэтическое наследие жырау начали в конце XIX века.

Асанкайгы был одним из влиятельных советников Великого Мухаммеда, основателя ханства Золотой Орды. В период усиления политической борьбы в Восточном Дешт-Кипчаке он был на стороне основателей казахского ханства Керея и Жанибека, которые были противниками хана Абилхаира.

Об Асанкайгы, которого потомки признали святым, чье имя превратилось в легенду и которого Ш. Уалиханов называл «философом кочевников», М. Ауэзов писал: «Через его краткие критические рассуждения, прогнозы, наставления мы получаем различные сведения, картины, представления об обстоятельствах жизни тех лет, о нем самом».

В период, когда Казахская орда протянулась от Шу до Арала, Асанкайгы стал глашатаем образовавшегося государства.

С целью улучшить положение народа, упорядочить внутреннюю политику в вопросах землепользования, устранить столкновения из-за выпасов скота Асанкайгы предложил хану свою «теорию соглашения», где указанные проблемы решал с позиций справедливости, без обострения противоречий между ханом и простым народом. Став одним из сторонников развития внешней политики, предложил модель устройства казахского общества.

Асанкайгы видел, какой урон приносят кочевому народу джут, стихийные бедствия. В связи с этим широко распространена легенда о поисках степным философом земли обетованной «Жеруйык», где было бы приятно душе, где лес был бы непроходимо густым, воды было бы в изобилии, и все люди были бы равноправны. Асанкайгы считал «Жеруйык» местом, где люди будут счастливы. Мечтал об установлении справедливости для всего человечества. Жеруйык был для него не просто красивым местом, но и защитой от внешних врагов, моделью нового общества, программой сохранения казахов на исторической арене. Благородного мудреца, которого волновало будущее народа, и который искал рай на земле и сказочного верблюда Желмая, звали Асанкайгы. Возлагая большие надежды на вновь созданное ханство, он мечтал о счастливом будущем для народа. Он направил все усилия на то, чтобы все казахские племена вошли в это ханство.

Нагрузив верблюдов, Асанкайгы обошел всю казахскую степь в поисках земли обетованной. Каждому месту, где он побывал, дал критическую оценку, до сих пор сохранившуюся в устном фольклоре. Поэтические размышления жырау посвящены хану Аз Жанибеку. Он выражает недовольство тем, что хан не рассматривает дела по-государственному, широко, не думает о положении разграбленного народа:

Отчего ты пьянеешь, хан?
Доволен терпким кумысом?
Иль ты впрямь себя возомнил
Никем не заменимым удальцом?

Будущее народа Асанкайгы связывает с такими качествами хана Жанибека, как сметливость, ум, умение предвидеть. В посвящении хану он напоминает о необходимости остерегаться соседних правителей, взоры которых устремлены на юго-восток. Через художественные образы выражается прозорливость степного философа, который предвидел колонизацию страны царской Россией.

Имя Асанкайгы широко известно не только среди казахов, но и среди соседних народов (киргизы, каракалпаки, ногаи и др.).

Философские раздумья Асанкайгы можно разделить на 3 направления: 1) Этическое миропонимание составляет основной стержень философских мыслей великого жырау. Качества человека, значение и понятие человечности даны с позиций высокой нравственности. Этические понятия и принципы, данные в поэтической форме, находят преемственность, сочетаются с особенностями Восточной цивилизации, определяют многочисленные нравственные стороны бытия; 2) В своих размышлениях жырау доказал, что в казахском миропонимании поэтическая сущность и философия – это близкие понятия. Главные направления философии Асанкайгы: цель и смысл жизни человека, сущность смерти, проблемы познания окружающей среды; 3) В памяти тюркских народов сохранились гуманизм Асанкайгы, любовь к человеку. Среди ногаев, узбеков, туркменов, киргизов, каракалпаков имя Асанкайгы чтят особо. Оно превратилось в символ борьбы против тирании, насилия, несправедливости.

Точное место захоронения Асанкайгы неизвестно. Есть две версии: по первой, он похоронен в Улытауском районе Жезказганской области, по второй – в 16 км от аула Чиили, Чиилийского района Кызылординской области. Надгробный памятник в честь Асанкайгы установлен на кладбище «Семи святых» в комплексе «Асан ата».

Средневековый Казахстан (VII – XVIII в.в.)
Исторические личности
Асанкайгы Сабитулы (XIV – XV вв.)