Художественная литература

Абай (Ибрагим) Кунанбаев. Избранное. — М.: Русский раритет, 2006. — 256 c.

"Нужно поистине обладать крылатым умом и орлиным зрением, чтобы на перекрестке исторических судеб не потеряться. Могучим голосом надо обладать, чтобы поведать своему народу о делах, видных с поднебесной высоты, и, наконец, редкостной смелостью обладать надо, чтобы возвысить этот голос в условиях, царивших здесь столетия назад, и по слову знаменитого стихотворения, «гордо презирать невежество и тьму». Таким был Абай Кунанбаев – человек-маяк своего народа", — писал писатель Леонид Леонов.

В книгу вошли лучшие поэтические произведения Абая и его знаменитые «Слова-назидания», отражающие острые проблемы времени, судьбу бесправного и угнетенного родного народа. Абай впервые в казахской литературе четко высказал новое отношение к семье, женщине, воспитанию нового поколения.

Абишев А. Отомсти за меня: Роман / Пер. с каз. А. Белянинова. — Алма-Ата: Жазушы, 1972. — 303 с.

Эта книга о мужественном сыне казахского народа – известном поэте и композиторе Мади Бапиеве, борце за справедливость и свободу. Трудная судьба выпала на его долю. По ложному обвинению он был осужден. В тюрьме, тоскуя по родине, сочинил песню «Каракесек», в своих стихах он обличал произвол царской администрации и правящей верхушки казахского аула. «Я борюсь за справедливость. А меня за это причислили к разбойникам. Я кричу о неправде, которую творят наши старейшины, а в ответ эхо доносит мой собственный голос! Как будто уже нет на свете ни божьих, ни человечьих, ни царских законов. Но лучше мне расшибить голову и каменную стену, чем перестать говорить то, что я думаю, поступать так, как я считаю справедливым». Ни преследования, ни жестокость не сломили стойкости и непоколебимости защитника народа. Перед читателем раскрывается еще одна страница из истории казахского народа, картина того тревожного времени, в которое жил поэт, сложные характеры героев, быт, обычаи и традиции степняков.

Акишев З. Жаяу Муса: Роман / Пер. с каз. И. Щеголихина. — Алма-Ата: Жазушы, 1981. — 415 с.

«… В народе его звали еще и батыром. Хотя и не сразил он никого в кровавой сече, но перед жестоким правителем не склонил головы, как и подобает батыру…» О жизни замечательного певца Мусы Байжанова, полной приключений, скитаний и борьбы, рассказывает книга. Девяносто четыре года прожил Жаяу Муса, но за эти долгие годы наберется едва-ли десяток счастливых лет. Остальные прошли в муках, в изгнании, в нужде. Сын бедняка, он с детства вынужден был покинуть родной аул и искать счастья на стороне. Повзрослев, Муса становится борцом за справедливость, народным заступником, выдающимся акыном. Роман основан на подлинных исторических событиях середины XIX века, в нем дается широкая картина казахской жизни того периода, создана галерея образов – от неграмотных бедняков аула Ормана до выдающегося ученого Чокана Валиханова и знаменитого певца Биржана.

Алимжанов А. Стрела Махамбета: Роман и рассказ. — Алматы: Атамұра, 2005. — 232 с.

Роман повествует о судьбе пламенного поэта, народного трибуна, воина Махамбета Утемисова, отдавшего жизнь борьбе за свободу и счастье своего народа. В нем описан лишь один эпизод многовековой борьбы казахов за независимость — знаменитое восстание бедноты против царского самодержавия и ханского произвола под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова (1836–1838 гг.) Перед читателем разворачивается широкая социальная картина степи первой трети XIX века – жизнь бедноты, замыслы владык, взаимоотношения образованной части казахского общества с передовыми русскими людьми. Писатель показывает как постепенно меняется Махамбет, как открывается перед ним правда о тяжкой доле народа, как зреет и утверждается в нем мысль, что свобода является угнетенным лишь во время битвы и во сне. Степной аристократ, фаворит хана Букеевской орды Жангира, Махамбет переходит на сторону оскорбленного, чтобы с оружием в руках приблизить осуществление мечты простого народа о социальной и национальной свободе:

Смерть придет – неизбежен рок!

Каждый встретит свою долю,

Жизнь свою отдаст за народ…

Алимжанов А. Юность Курмангазы / Алимжанов А. Вечные корни: Повесть о Курмангазы. Рассказы. Очерки. — Алма-Ата: Казгослитиздат, 1960. — С.22–69

Ергалиев Х. Курмангазы: Поэма / Пер. с каз. — М.: Сов. писатель, 1964. — 152 с.

Воскресни, седовласый исполин,

Певец степей казахских и долин,

И пусть увидят нынешние люди

Твое лицо и свет своих седин…

Так начинает поэт свой рассказ о выдающемся казахском композиторе и музыканте XIX века Курмангазы Сагырбаеве. Жизнь самобытного композитора, печальника и заступника народа была полна лишений, страданий и скитаний по бескрайним степям и горным долинам Казахстана. Поэма рассказывает о мужественной борьбе Курмангазы с правящей байско-феодальной верхушкой, о его переживаниях и колебаниях в минуты тяжких испытаний, о его творческих замыслах и замечательных кюях. Поэма Х. Ергалиева – своеобразный памятник бессмертному композитору – любимцу народа.

Алимкулов Т. Серый ястреб: Рассказ / Алимкулов Т. Серый ястреб: Повесть и рассказы / Авториз. пер. с каз. — М.: Сов. писатель, 1972. — С.5–31

В основу рассказа положена история жизни акына и композитора, заступника обездоленных и угнетенных людей – Ахана Корамсулина (Ахан- серэ).

Аманшин Б. В степном городке: Повесть / Авториз. перевод с каз. — Алма – Ата: Жалын, 1991. — 94 с.

В повести воссозданы картины жизни Западного Казахстана предреволюционного периода. Главный герой произведения Бахытжан Каратаев — подлинное историческое лицо, известный казахский юрист-просветитель, защитник интересов народа.

«… Бахытжан окончил в Оренбурге гимназию, затем факультет права Петербургского университета. Юрист с высшим образованием – это ли не диковинка для казахской степи! <… > Хотя торе и учился, и подолгу жил в больших городах, но среди образованных особенно близких приятелей у него не водилось. Этого ханского отпрыска больше тянуло к простому народу. Не случайно прослыл он в крае заступником нищих и бедных. <… > Торе не гнушается, берется за дело любого простолюдина, тягаясь со знатью… Силен он в судействе по казахским законам, в судействе биев, силен и по писаным законам императора. Да и перо у него в руках быстрое, враз сочинит любую бумагу в пользу простого пастуха. <… > Народ знал, что любой обидчик, попавший в бумагу торе, так или иначе понесет наказание. И каждый бедняк, однажды выигравший тяжбу с богатыми, чуть что – снова обращался за помощью к торе…»

Анов Н. И. Ак – Мечеть: Исторический роман. — Алма – Ата: Казгослитиздат, 1965. — 335 с.

Роман повествует об интересных исторических событиях, о затерянных в оренбургских степях страниц жизни известного русского поэта-петрашевца Алексея Николаевича Плещеева. В 1853 году русские войска под командованием оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского овладели твердыней Кокандского ханства – крепостью Ак-Мечеть. Освобождение Ак-Мечети от кокандцев явилось крупнейшим историческим событием в жизни казахов, связавших свою судьбу с Российской империей. В военном походе по мертвым пустыням и степям, в штурме неприступной цитадели участвовал ссыльный солдат Алексей Плещеев. "… С каждой минутой сокращалось расстояние между крепостью и наступающей ротой. <… > Защитники крепости ждали приближения врага, готовясь пойти в контратаку. <… > Кокандские пули сыпались свинцовым градом. В густом пороховом дыму видны были полосатые халаты защитников крепости и слышны азиатские воинственные крики. Высокий кокандец неожиданно вырос на бруствере. Он махал саблей и кричал непонятные слова. Что было дальше, поэт не помнил, потому что все вокруг замелькало перед ним, подобно спицам в колесе. <… > Со стороны Сыр-Дарьи перекатывалось громкое «ура». Кокандцы бежали из крепости, бросая оружие. На южной башне Плещеев увидел генерала Хрулева в светлой черкеске. За неимением под рукой флага он размахивал белым носовым платком, оповещая русские войска об окончании штурма".

Ауэзов М. Абай: Роман: Кн. 1–2 / Авториз. пер. с каз. под ред. Л. Соболева. — Алма-Ата: Казгослитиздат, 1957 

Ауэзов М. Путь Абая: Роман: Кн. 1–4 / Авториз. Пер. с каз. — Алматы: Ана тілі, 1997 

Главный герой эпопеи Мухтара Ауэзова – реальное историческое лицо, великий поэт, основоположник казахской письменной литературы, просветитель Абай Кунанбаев. Широкое историческое полотно, изображающее жизнь казахского народа во второй половине XIX века, развертывается перед читателем: полная драматизма и противоречий жизнь кочевых и оседлых степняков, широта и красота вольнолюбивой души казахского народа, своеобразный духовный уклад и национальный характер, мечты и чаяния о лучшей доле. Автор создает яркий образ поэта-мыслителя, выразителя народных дум, борца за просвещение, за свободу казахского народа. «Чем дорог народу Абай, за что его чтут люди? Его словами плакали обездоленные, горемычные матери. Его мыслями вооружались доблестные мужи. Его голосом молодежь говорила с будущим, отрекаясь от зла прошедшего, устремляясь к светлой надежде грядущего. Потому-то – не умер Абай! Подумайте, можно ли сказать о нем: его больше нет? Может ли умереть, бесследно исчезнуть тот, кто оставил после себя бессмертное слово? <… > Нет, народ благодарный твой смерти тебя не отдаст!..» Поэтическая и общественная деятельность Абая раскрыта в тесной связи с изображением классовой борьбы, быта и нравов казахского аула.

Ахетов А. Святое притяжение отчизны: Романтический сказ о Казахстане. — Алматы: «Асылсөз» баспасы, 2012. — 272 с.

Книга является романтическим сказом о Казахстане — земле древней цивилизации с удивительной и неповторимой историей. Написанная ярким образным языком она увлекает читателя с первых страниц, пробуждая интерес к героическим страницам истории, неповторимой культуре и традициям народа. Нет для казаха ничего дороже степного раздолья. Еще с древнейших времен предки казахов – великие кочевники – стали властителями суровых просторов, пронизанных дробным стуком копыт. Сложившийся кочевой образ жизни объединил племена, имевшие разное происхождение, но связанные общностью судеб. Степь и кочевая культура породили казахский народ.
Героическому прошлому, суровым испытаниям и неутомимой жажде свободы посвящается эта книга, пробуждающая патриотические чувства и любовь к казахскому народу.

Бакбергенов С. Добрая моя мама: Роман / Пер. с каз. В. Новикова. — Алма-Ата: Жазушы, 1966. — 300 с.

Бакбергенов С. Дина: Повесть / Пер. с каз. Г. Каримовой. — М.: Дет. лит., 1974. — 143с.

Эти книги — рассказ о долгой и трудной жизни замечательной домбристки Дины Нурпеисовой, ученицы знаменитого казахского композитора XIX века Курмангазы. Он заметил музыкальные способности девочки из семьи бедняка Кенже. Дина стала великой исполнительницей и стареющий Курмангазы отдал ей свою домбру со словами: «Конь должен принадлежать тому, кто умеет держаться в седле, лук – тому, чья стрела не минет цели. И домбра должна принадлежать тому, кто умеет играть на ней». Дина Нурпеисова умерла в глубокой старости. «Девяносто четыре года. Какой долгий путь пройден! Как далеко в глубине времен затерялась одинокая юрта, в которой ненастной грозовой ночью родилась Дина. Пройден длинный-длинный путь. Давно поросли травой знакомые тропинки, засыпаны песком старые караванные дороги, глубокие колодцы превратились в ямы или сравнялись с землей. Дина больна. Она лежит в постели, и думы ее разрозненны, воспоминания далекого детства, словно клочья тумана, разрывает и разбрасывает ветер… Взглядом Дина показала на стену. Сын Мурат встал, подал ей домбру. Дина протянула к ней руки. Пальцы ее дрожали. Точно так же дрожали они, когда Дина первый раз взяла домбру из рук самого Курмангазы. Она начала играть совсем тихо, почти неслышно какие-то незнакомые мелодии… Звуки оборвались. Дина выпустила из рук домбру. И на этот раз навсегда. Она ушла из жизни без жалоб и сожалений, лишь тихий, едва уловимый вздох вырвался из ее груди…» Это случилось 31 января 1955 года.

Бегалин С. И. Чокан Валиханов: Повесть / Пер. с каз. С. Санбаева. — М.: Дет. лит., 1976. — 174 с.

Муканов С. Промелькнувший метеор: Роман-эпопея. В 2-х кн. / Пер. с каз. — Алма-Ата: Жазушы, 1980 

Книги С. Бегалина и С. Муканова посвящены судьбе выдающегося сына казахского народа, замечательного ученого и путешественника, писателя, публициста, переводчика, географа, историка и этнографа XIX века, прожившего очень короткую, но яркую жизнь. Чокан Валиханов – его научными трудами, богатством знаний, щедростью души, смелостью восхищались современники Ф. М. Достоевский, Г. Н. Потанин, П. П. Семенов-Тян-Шанский. Книга рассказывает о детстве и некоторых этапах биографии славного ученого, человека нелегкой судьбы, бесконечно преданного своему народу. «Надеясь облегчить положение хоть небольшой части степняков, он предложил свою кандидатуру на должность старшего султана Атбасарского округа. Победа, казалось, была уже в руках: он был избран большинством голосов. Но тут вмешались чиновники <… > штаб-ротмистра Валиханова обвинили в вольнодумстве и сношении с неблагонадежными лицами, постарались распустить про него множество сплетен и добились назначения в Атбасарский округ его соперника… » Неполных тридцать лет прожил Чокан Валиханов, и отдал он их науке и хлопотам за улучшение жизни степняков. С тем и ушел из жизни.

Васильев П. Соляной бунт: Поэма / Васильев П. Н. Стихотворения и поэмы. — Алма-Ата: Жазушы, 1984. — С.139–231 

Надо надеть на народ узду

Крепче и круче,

Чем вначале,

Чтоб в соляном

И прибыльном льду

Люди работали

И молчали.

Поэма посвящена событиям 1916 года, трудному и страшному времени, когда степняки, согнанные со своих земель переселенцами, чтобы не погибнуть с голоду, вынуждены были идти на добычу соли. Невыносимые условия жизни вынуждают казахов восстать. На подавление бунта бросают казаков, вооруженных плетями и саблями, винтовками и пулеметами. И казаки безжалостно расправляются с казахской беднотой. Поэма «Соляной бунт» (1932–1933) – одно из лучших произведений поэта. В ней боль и плачь времени, когда в казахской степи начал меняться уклад жизни. В ней проклятье всякому посягательству на человека и его права.

Джамбул. Суранши батыр: Поэма / Джамбул Джабаев Избранные произведения. — Алма-Ата: Жазушы, 1980. — С. 141–174

Суранши Хамимбеков (1816–1865) – историческая личность, влиятельный батыр и старшина рода Шапрашты, пользовался большим авторитетом в Старшем жузе и привел некоторые казахские роды Жетысу в русское подданство. Вместе с другими батырами Суранши вступил в ряды воинских частей капитанов Г. А. Гутковского и М. Д. Перемышльского, и в 1847 году ему было присвоено звание прапорщика русской армии. Суранши активно содействовал возведению укрепления Верного (ныне Алматы) и пользовался большим доверием со стороны главного военного начальника края Г. А. Колпаковского. О славном герое казахского народа рассказал в своей поэме Жамбыл:

Эта песня о былом,

О далеком, но родном, это памятник батыру…

Акын описал родной край Жетысу, над которым нависла опасность со стороны кокандца Кудияр-хан, грабившего мирные казахские аулы. С исторической достоверностью рассказал о борьбе казахского народа против кокандских полчищ в 50–60-х годах XIX века. В образе Суранши акын воспел человека, поднимающего народ на борьбу, человека, для которого защита чести и достоинства своего народа выше личных интересов:

Тот жигит, кто за народ,

В битве сердце отдаёт.

Трус пощады не дождётся,

Богатырь найдет почет.

Мой отец – народ родной,

Мать родная – степь со мной,

И за них я кровь по капле,

Вздох отдам последний свой!..

Джансугуров И. Крылья ненависти: Роман / Пер. с каз. Б. Джансугурова-Габитова. — Алма-Ата: Жазушы, 1967. — 292 с.

В романе повествуется о жизни казахской степи предреволюционной поры, рассказывается о зарождении казахского промышленного пролетариата. События, которые казалось бы, далеки от казахской степи, потрясают привычный феодальный уклад. Где-то идет мировая война, у казахов отбирают лошадей, а джигитов мобилизуют на тыловые работы, «… на рытье окопов в непосредственной близости от фронта. <… > Часть джигитов отправили валить и заготавливать лес для строительства блиндажей, большинство же назначено было на земляные работы. Работать заставляли сверх всякой меры. Порядка не было. Кормили из рук вон плохо. Джигиты целый день проводили по колено в воде, а ночью их ждали сырые, грязные землянки. Время от времени над районом работ появлялись немецкие аэропланы и сбрасывали бомбы. Близкая канонада не утихала ни ночью ни днем. Фронт непрерывно перемещался, и джигитов постоянно перебрасывали с места на место. Многие так исхудали, что трудно было понять, как они еще могут держать в руках лопаты. Обмундирования никакого не выдавали, а своя одежонка износилась вконец уже в первые недели. Джигиты ходили в рванье, обовшивели и не чаяли дождаться конца мучениям своим… ». То в одном, то в другом ауле стихийно вспыхивают бунты, люди впервые начинают сознавать, что объединившись, они – сила.

Джумагулов М. Орлы гибнут в вышине: Роман. — Алма-Ата: Жазушы, 1976. — 456 с.

«Главнокомандующий над всеми восставшими киргизами» — так называли в его время легендарного героя казахского народа Амангельды Иманова. О нем рассказывает роман «Орлы гибнут в вышине». В 1916 году он встал во главе национально-освободительного движения, когда против жесточайшего социального гнета и байского произвола, поднялись на борьбу тысячи повстанцев. Поводом к восстанию послужил царский указ о мобилизации мужчин-казахов на тыловые работы. Мобилизация грозила беднякам полнейшим разорением. «У нас отняли землю, отняли благосостояние тяжелыми поборами, отнимают теперь душу. Не дадим ни одного человека на фронт или все ляжем костьми в степи. Не пойдем в солдаты, всех перебьем, кто будет брать их. Придет сам царь – его убьем», — таково было настроение в степи. Глава карательной экспедиции генерал Лаврентьев доносил, что на подавление края понадобится не менее одного-двух лет. Командующий войсками Казанского военного округа писал, что карательным отрядам пришлось вести бои с повстанцами «как с организованными полчищами, принявшими военный строй и поставившими себе задачей сопротивление правительственной власти». «… Сарбазов было много: на одного солдата приходилось три-четыре джигита. Это численное превосходство сказывалось во время боя. Джигиты теснили карателей к реке. Амангельды со своей сабельной сотней врезался в кущу казаков с левой стороны. В первую же минуту с быстротой акробата он выбил клинок из руки солдата, налетевшего на него с неистовым басовитым криком, и скрестил свою дареную саблю с клинком казачьего хорунжего. Разъяренный казак рассчитывал одним ударом покончить с мятежником, но тщетно замахивался раз пять. Каждый раз Амангельды ловко отводил эти удары своей дамасской сталью. <… > В разгар боя примчалась сотня из Шубалана под командой Хакима Туцкина и с ходу врезалась в стену бьющихся. <… > На правом фланге боем руководил Ибрай. От тяжелых ударов секир и упорства его джигитов здесь конница мало-помалу стала сдавать и первой обратилась в беспорядочное бегство. Сарбазы пустились преследовать их… »

Дузенов М. Клятва: Роман / Пер. с каз. Л. Кривощекина. — Алма-Ата: Жазушы, 1978. — 352 с.

Исторические события романа разворачиваются на земле Семиречья – далекой и глухой окраине Российской империи. Идет 1916 год – третий год бессмысленной войны. Когда по царскому указу казахских джигитов погнали безоружными на рытье окопов под немецкие пулеметы и пушки, народ восстал против царя и верных слуг его – баев. Восставшие выставили свои условия для мирного урегулирования конфликта с властями. «… Первое – мобилизацию джигитов отменить, второе – вывести царские войска из укреплений Чилик, Кегень, Саржаз и Нарынкол, и третье – разрешить казахам приграничных районов иметь оружие. <… > В стане восставших распространился слух, что батыр договорился с полковником, и люди повеселели. <… > И вдруг тишину разорвал пушечный гром и в то же мгновение в комнату ворвались солдаты с винтовками наперевес. <… > Безоружных парламентеров восставших солдаты быстро связали, побросали на подоспевшие подводы и увезли. Крики их из-за пушечной пальбы восставшие не слышали, а когда спохватились выручать, их уже не было в укреплении… ». Высоки и трагичны судьбы героев, одни из них погибли в неравных боях, другие – израненные, скрывались в горах.

Есенберлин И. Хан Кене: Исторический роман / Пер. с каз. — М.: Сов. писатель, 1971. — 320 с.

Роман посвящен грозным событиям сороковых годов XIX века в казахской степи – восстанию Кенесары Касымова. Опираясь на достоверные материалы, автор нарисовал правдивый образ предводителя восстания – Хана Кене, человека незаурядного, но властолюбивого и жестокого, не останавливающегося ни перед чем в достижении своей цели. В романе с документальной точностью раскрываются причины первых успехов и поражения восстания под руководством Кенесары Касымова. «… Один в бескрайней степи стоял Кенесары… Он прошел суровую школу и знал железные законы борьбы за власть. Нельзя показываться народу, пока не пришло время! Издали, через преданных людей, следует направлять ход событий в нужное русло. Для этого нет запретных путей. Если необходимо сталкивать роды и жузы для достижения ханской кошмы, он ни на миг не задумается. Нужны будут кровавые реки – пусть прольются. Только чтобы не упоминали его имя. Но когда наступит такое время, как теперь, когда его безудержное стремление к славе и власти совпадет со стремлениями народа, он должен быть впереди всех. Имя его будет у всех на устах, а образ – в сердце… Только завоевав полную, ни с кем не разделяемую власть, сумеет он возвеличить себя в веках…»

Жанайдаров О. Поэма о Чокане / Жанайдаров О. К. Тысяча окон в степь: Стихи разных лет. — Астана: Елорда, 2001. — С.111–128

Поэма посвящена замечательному ученому и путешественнику XIX века Чокану Ченгизовичу Валиханову. Его короткую и яркую жизнь поэт сравнивает с порывом и неустанным поиском.

Жунусов С. Ахан-серэ: Роман / Пер. с каз. Н. Оттена. — М.: Сов. писатель, 1979. — 416 с.

В романе изображены яркие картины социальной жизни, быта и нравов казахов-кочевников второй половины XIX века. В основу сюжета положена история жизни Ахана Корамсулина. Песни его и поныне широко известны в казахской степи. «… Ахана знали повсюду и все – от согбенного старика до еще не вставшего на ноги младенца. <… > Посланцы оповестили ближайшие аулы о том, что <… > прибыл Ахан. Эта весть разнеслась по всей округе и, словно большая радость, достигла дальних поселений. Поэтому в аул Тастана прибывали… даже старики и старухи, обычно не соблазнявшиеся тоями, тем более когда пиршества происходили в дальних аулах. Ради гостей, прибывших издалека, Ахан исполнил несколько… песен Биржана, требующих от певца особого умения. <… > У старух… на глаза навертывались слезы. От этих слез их души наполнялись блаженством. <… > Ты принадлежишь всему нашему племени, всему народу. Без Ахана нет у народа души, без Ахана нет у степи красы, — все это в песнях серэ. Не надо лишать землю ее цветов, а народ – песен, которыми он гордится…»

Исабаев К. Зарок: Роман / Пер. с каз. — М.: Сов. писатель, 1987. — 260 с.

В романе изображены события из истории Казахстана начала XIX века и действуют подлинные исторические личности – султан Валихан, отец Чокана Валиханова, султаны Жангир, Букей и другие. Главный герой – представитель казахского рода бий Чон, выступающий против междоусобной вражды и объединивший шесть родов в единый народ, не подчиняющийся никаким ханам: «… мы не считаем себя разобщенными, нас триста пятьдесят тысяч душ обоего пола, и мы поклялись не мельчать и не ссориться, но средь любых бед и при любой радости оставаться единым Туртулы. Это наш зарок. Наш зарок означает также, что мы не подчиняемся никаким ханам <… > и просим русское командование по всем вопросам, касающимся народа Туртулы, обращаться к нам и непосредственно к Чону, избранному всем народом сообща верховным бием Туртулы…»

Муканов С. Балуан-Шолак: Повесть / Муканов С. Балуан-Шолак: Повести, рассказы и очерки. — Алма-Ата: Казгослитиздат, 1962. — С.5–161

Захватывающая повесть раскрывает острые социальные противоречия и конфликты, характеры и судьбы обитателей казахских степей конца XVIII- начала XX века. Она рассказывает о народном герое – замечательном певце, талантливом композиторе и незаурядном силаче Нурмагамбете Баймурзине, прозванном за богатырскую силу Балуан-Шолаком, чьи песни вселяли в сердца людей мятежный дух протеста против гнета баев и царских чиновников. «… Шолак часто рассказывал, как во сне является ему дух в виде Сокола. <… > Его мятежный дух не знал покоя и смирения. И вот сегодня настал день восстания и гордый сокол Балуан-Шолака взвился ввысь. Он летит как вестник светлой судьбы казахов… Сокол поднимался все выше и выше».

Муканов С. Ботагоз: Роман / Пер. с каз. — Алма-Ата: Жазушы, 1977. — 343 с.

Действие романа разворачивается в годы первой мировой войны, Октябрьской революции, гражданской войны. В нем изображено прошлое казахских трудящихся, народно-освободительное движение 1916 года, установление Советской власти в Казахстане. В центре произведения – образ юной, нежной и мужественной Ботагоз, девушки из семьи батраков, нашедшей свой жизненный путь в революции, борьбе за свободу. "… Накануне, в часы томительного ожидания перед бегством, в голове Ботагоз теснились воспоминания всей ее жизни. Перед ней возникали то сцены из детских лет, то картина убийства Улберген, то месяцы жизни с Аскаром. Теперь при виде развевающихся красных знамен советских полков, она вспомнила слова Аскара в его письме, полученном ею из Омска: «Встречай нас с красным знаменем!» Когда Сагит пошел за веслом, она побежала к скале и схватила красный шелковый занавес. Привязанный к веслу, поднятому Сагитом и Ботагоз, он высоко зареял над островом… «

Муканов С. Школа жизни: Роман / Пер. с каз. — М.: Сов. писатель, 1971; Кн. 1: Детство. — 416 с.; Кн. 2: Юность. — 464 с.; Кн. 3: Годы возмужания. — 415 с.

»Школа жизни" — трилогия, большое эпическое произведение, состоящее из трех книг: «Детство», «Юность», «Годы возмужания». Это автобиографическое произведение, в котором обстоятельно, шаг за шагом рассказана судьба казахского мальчика-сироты с начала 90-х годов XIX века до 1935 года ХХ века. Мальчик-певец, оставшийся сиротой в ауле на берегу озера Дос. Юноша-коммунар, воин отряда ЧОН – частей особого назначения. Студент рабфака в Оренбурге, газетный работник и поэт. Все это путь самого Сабита Муканова. Не выдуманные факты и подлинные встречи, множество славных имен – революционеров, деятелей культуры, с кем приходилось встречаться автору в Петропавловске и Оренбурге, Кзыл-Орде и Москве. Но главный герой трилогии – это время. Тревожное, трудное и радостное время рождения и становления республики, треть века жизни казахского народа, истории казахской культуры.

Муртазаев Ш. Огненная стрела: Роман-трилогия. — Алма-Ата: Жазушы, 1988. — 560 с.

Роман создан на документальной основе и посвящен жизни и деятельности известного казахского революционера, партийного и государственного деятеля Турара Рыскулова. На страницах романа разворачивается эпопея борьбы казахской и русской бедноты с царским самодержавием. «Рыскулов стоял перед картой Туркестана. <… > Кажется, только вчера он стоял над могильным холмиком, под которым лежал отец, отец, который всю жизнь боролся за справедливость. И ему, Турару, выпала эта же дорога. Ох как трудно быть справедливым в это трудное и сложное время. <… > Кому помочь в первую очередь? <… > Сегодня наш главный враг – голод. <… > Я прошу назначить меня комиссаром по борьбе с голодом. Такой комиссариат просто необходим…»

Мусрепов Г. Пробужденный край: Роман / Пер. с каз. — Алма-Ата: Жазушы, 1972. — 435 с.

Роман повествует о широком проникновении русского капитализма в Казахстан, о зарождении промышленности, открытии угольной Караганды и формировании казахского рабочего класса. В нем изображена жизнь целой эпохи со всеми ее противоречиями и подводными течениями. Писатель показал не только классовые столкновения между эксплуататорами – баями, капиталистами и эксплуатируемыми трудящимися, но также и внутренние противоречия классов, социальных групп в душах людей. Образы капиталистов Рязанова и Ушакова, казахских баев Игилика и Жумана, их наемников Акулы Зубова, Жумабека, Муская и других, созданные автором, вырастают до символов социальной действительности казахской степи второй половины XIX века. «… Уголь и руда! Такие запасы! И так удобно, благоприятно для производства расположены. <… > Возникли другие вопросы: как быть с транспортом? Железной дороги нет, потребуются тысячи подвод, а где их взять? Ушаков предложил взамен десятитысячные караваны верблюдов.

- А тысячи рабочих рабочих рук, их где возьмем? В эту глушь не заманишь русских рабочих.

- Зачем нам русские? На горной работе я предпочитаю казахов. Дешевле рабочей силы не сыщешь. И… квартиры не требуют Летом – в юрте, зимой – в землянках… <… > Я знаю этот народ вот уже пятнадцать лет. <… > Более надежных людей… я не встречал. Если казах обещал, значит – все, сделает непременно. Умрет, а сделает. <… > Кстати, среди немало и достаточно опытных рабочих. Многие уже набили руку в горном деле. У нас все работы, включая плавку меди, выполняют казахи. Нам остается только надзор… »

Мустафин Г. Очевидец: Роман / Пер. с каз. — М.: Сов. писатель, 1967. — 306 с.

Роман «Очевидец» — это история жизни самого писателя и в то же время история жизни его народа. В нем показан целый ряд общественно-политических событий: переселение русских крестьян в казахские степи в период столыпинской реакции, приобщение казахов с помощью русских переселенцев к земледелию, бурные события 1916 года, обострение классовой в революционные годы, советизация казахского аула. Все эти события пропущены через сознание главного героя – Сарыбалы. Сама жизнь постепенно раскрывает мальчику глаза, дает ответ на множество возникавших перед ним вопросов. И главный из них: не русские крестьяне – враги казахов, а свои, богатые главы родов. И не меньше зла приносят свои же воры – барымтачи, уводящие последний скот у бедняков. В романе использован казахский фольклор – замечательные народные песни, поговорки, пословицы. "… В те времена казахи и русские пришельцы объяснялись только словами: здрасти, шампански (кумыс), маржа (женщина), курсак пропал (проголодался), кибитка (дом), понятные пришельцам и местным жителям. Казахи считали эти слова русскими, а русские – казахскими. В сущности, они не принадлежали ни тем, ни другим, но все понимали их значение. <… > Один из всадников, седобородый мужчина, заговорил по русски: «Джигит, как видно, вы очень возмущены… Гнев ваш понятен <… > Мы не здешние. Наши лачуги в России. Мы пришли сюда узнать о здешней жизни. <… > Нельзя считать всех переселенцев русскими. В Шокае живут эстонцы, в Кзыл-Жаре – немцы, в Караузеке – хохлы. Никто из них не приехал сюда по доброй воле. Царь выгнал нас из родных мест, не так-то легко было нам переселяться. Родина – мать, кому охота разлучаться с матерью! Столыпин заставил страдать и нас, и вас Мы одинаково терпим нужду, как и вы. Зачем же нам враждовать? <… > Мне не по душе это. Джигит, если ты мужчина, уговори своих людей. Вместе напишем жалобу и подадим ее прямо его величеству. Царь милосердный. Он должен избавить нас от горьких слез и обуздать Столыпина… »

Сарсекеев К. Смута. Кн. 1: Исторический роман / Пер. с каз. — Алма-Ата: Жалын, 1989. — 528 с.

Многоплановое историческое произведение о крупных политических и социальных переменах в жизни степняков накануне Октябрьской революции. Роман охватывает события конца XIX — начала XX веков, когда зреет прогрессивная мысль, ширится и крепнет революционное движение народа, обостряются классовые противоречия. На фоне этих событий проходят молодость и становление борца за социальную справедливость, легендарного героя казахского народа Амангельды Иманова, деятельность просветителя Ибрая Алтынсарина. «Подошел к концу 1880 недоброй памяти год Зайца, поразивший всех небывалым джутом, лишивший скот подножного корма, и вот уже новая зима не заставила себя ждать, заявившись в окрестности Батпаккары необычайно рано. Резкую осеннюю стужу сменила снежная круговерть, и пронзительно, не переставая, дул долгий северный ветер. <… > Следом грянула лютая стужа, все озера и реки сковало ледяной коркой. Наконец с неба посыпались тяжелые хлопья, и земля утонула в толстой снежной перине. Скорая и незваная, обрядившая все в белый саван, круто начавшаяся зима встревожила всех. Какой аул ни возьми, всюду толки: <… > опять будет бескормица…, чем сидеть и ждать – себе же на погибель, лучше поторопиться с откочевкой на зимние стоянки.

<… > А времена, времена! — деваться некуда… Власть предержащие – родовая верхушка и волостные управители, бии – жмут со всех сторон, вздохнуть не дают. Захватили всю землю, отмеряют другими аршинами… Земли предков, родовые кочевья – все ушло в прошлое, все забыто! Где кому зимовать, какие кому давать летние пастбища – решают самолично. Все теперь в их власти, и не пробуй перечить – задавят силой, законами. Как ни кинь – всюду клин. Везде обездоленный люд, впору бы прокормиться!»

Сатаев А. В лебедей не стреляют: Проза / АмантайСатаев. — Алматы: Қайнар, 2011. — 384 с.

"В книгу вошли произведения писателя, написанные в разные годы: проза, исторические портреты, пьесы. В повести «В лебедей не стреляют» рассказывается о целине, о жизни первых целинников, о дружбе народов. В исторических портретах представлены очерки и эссе об известных людях: Аттиле, Богенбай батыре, Чокане Валиханове, Николае Вавилове и МухамеджанеТынышпаеве, Магжане Жумабаеве, Мустафе Чокаеве, Хаджимукнеи др. Исторические портреты созданы на основе документальных материалов. Одна из пьес повествует о великом украинском кобзаре Тарасе Шевченко, который многие годы отбывал ссылку на Мангышлаке рядовым солдатом.

Симашко М. Колокол: Исторический роман. — Алма-Ата: Жазушы, 1982. — 336 с.

Роман повествует о жизни и деятельности великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина. Действие произведения разворачивается на фоне общественной борьбы, развернувшейся в российском обществе, а также на национальных окраинах в период и после отмены крепостного права. "… Этот учитель <… > даже приступил к составлению «Киргизской хрестоматии» русским шрифтом, притом на живом киргизском языке. <… > Естественно входит туда и переводной русский материал. Во второй же части будут статьи по основам различных наук.

<… > Ибрагим Алтынсарин — питомец оренбургской киргизской школы, открытой в царствование Николая Павловича. <… > Весьма честный и достойный человек, с особой способностью к русскому языку. <… > В стройной системе общего российского просвещения, которую предполагается распространить на инородцев, такой человек окажется полезным… и полностью отдаст себя народному просвещению… «

Сланов Г. Буйное русло: Роман / Пер. с каз. — Алма-Ата: Жазушы, 1971. — 214 с.

»Эту книгу я посвящаю старым рабочим Каргалинского суконного комбината… «, — говорит автор и описывает дореволюционный период жизни казахского народа Рассказывает о зарождении и становлении в Семиречье капиталистических отношений. Вместе с ростом капиталистического производства растет и классовое самосознание казахских и русских рабочих. Рассказ об их дружбе и совместной борьбе против степных феодалов и царизма занимает в книге центральное место. »Отшумело лето, наступила осень. Фундамент фабричного корпуса заложен, канал давно прорыт…. Заканчивается строительство барака и жилого дома. С наступлением осенних холодов и частых дождей Сергей сказал Андрею и Гимади: «После сдачи в эксплуатацию жилых зданий большую стройку надо приостановить. Зимой строить нельзя. Это не казенные сооружения, где можно кое-как сляпать, чтобы с рук сплавить. Все должно быть надежно и прочно. <… > Джигитов разместите в бараке. Кто успел выстроить дом, будет жить в нем. Зарплата пусть идет всем. Работа найдется: целый гектар надо очистить от камней. Туда и направьте джигитов. Камни обтесывать зимой тоже можно. Заготавливайте для топлива таволгу, тальник, курай. <… > Стройте склады. Топливо должно находиться под крышей. В этом Жетысу, пропади он пропадом, нет угля. Будем довольствоваться только древесиной да кураем… От того как вы организуете зимний период, будет зависеть пуск фабрики будущей осенью. Я поеду в Ташкент, Москву, буду подбирать специалистов, куплю оборудование. <… > Учет! Особое внимание обращайте на учет! Мы все еще сорим деньгами направо и налево, но сам бог знает, когда окупятся наши затраты…»

Сулейменов О. О. Красная полынь: Киноповесть о Махамбете Утемисове (Сценарий игрового двухсерийного фильма). — Алматы: Изд. дом «Б-ка Олжаса», 2012. — 184 с. — (Мастера современной литературы).

«Кто ни разу не седлал
в поле дикого коня,
сильной хваткой не ломал
древко вражьего копья,
кто из лука не стрелял,
ласки женской не познал,
тот не может быть мужчиной,
хоть платка не надевал…»
Киноповесть является художественным произведением, основанным на достоверном историческом материале. В ней ярко описана жизнь и борьба выдающейся личности в истории казахского народа – воина и поэта Махамбета Утемисова.

Торайгыров С. Камар-Слу: Роман / Торайгыров С. Избранное. — Алма-Ата: Казгосхудлитиздат, 1958. — С.81–135

Это один из первых романов Султанмахмута Торайгырова, рассказывающий о жизни казахского дореволюционного аула и борьбе казахских женщин против своего бесправия. Прозаический текст романа перемежается стихами – песенное состязание юной Камар с муллой, хоровая свадебная песня, переписка героев. Камар и ее возлюбленный Ахмет выступают в романе как представители нового поколения, борющиеся против религиозных и бытовых предрассудков:

О боже, ты несправедлив! Дав людям право жить,
Одних ты вздумал нищетой безжалостно душить,
Других богатством одарил, дал яхонтовый трон:
Тот ханом стал, а тот – царем. И слово их – закон.

И за достойного казах дочь не отдаст у нас…
На скот меняет он ее, скорей сбывая с глаз.
Богатый может быть свиньей, жуком навозным. Но
Надменен он и величав. И всем внушает дрожь!

Шевченко Н. М. Страна номадов: Исторический роман. — М.: Известия, 1992. — 414 с.

«Страна номадов» — общее название, объединяющее исторические романы, повествующие о жизни, быте и культуре народов казахской степи в 1820–1870 годах, а также о развивающихся городах — Тобольске, Семипалатинске. Герои романов – как исторические лица: Кенесары Касымов, Сиванкул Ханходжин, композитор А. Алябьев, составитель толкового словаря русского языка Владимир Иванович Даль, — так и вымышленные. Каждая из девяти книг романа самостоятельна по сюжету и связана с другим местом и временем действия. Книги первая «Смута» и вторая «Переселенцы» рассказывают о присоединении Казахстана к России, и освоении Рудного Алтая.